Вертикальные сады, зеленые стены

Вертикальные сады, зеленые стены

Вертикальные поверхности украшали вазонами и раньше, или делали в подпорных стенках карманы для растений, но впервые сплошной покров из растений сформировал французский ботаник Патрик Бланк. Он работает в Национальном центре научных исследований в Париже и более 30 лет занимается исследованием тропических лесов. В этих сообществах немаловажную роль играют растения, обитающие на стволах деревьев (эпифиты, которые используют другие растения только в качестве опоры) и скалах (петрофиты); они произрастают в экстремальных условиях — их высушивают солнце и ветер, и влага, из-за небольшого объема почвы, скапливающегося на поверхности коры или камня, почти всегда в дефиците. В тропических регионах масса видов предпочитают расти на скалах, других растениях, стенах домов и даже проводах. Везде, где нет суровых морозов, любая достаточно освещенная и увлажненная поверхность вскоре покрывается растительностью. Патрик Бланк считает, что даже в умеренной зоне есть множество растений, готовых довольствоваться минимальным объемом почвы, — они растут на скалах, утесах, камнях… К ним относятся, в частности, кустарники — многие барбарисы, спиреи, кизильники. Дизайнер считает, что раскидистые кроны свидетельствуют о происхождении этих видов из регионов с неровным рельефом, поэтому они способны хорошо развиваться на вертикальной поверхности практически без земли, если нет недостатка воды.

Висячие сады

Наблюдая за висячими садами в природе и пытаясь воссоздать их в искусственных условиях, Патрик Бланк разработал технологию формирования «зеленой стены». Впервые такая стена была сооружена в Музее науки и индустрии в Париже в 1988 году. Но ученый не только придумал новый тип сада, но и оказался талантливым дизайнером. Его работы украшают стены внутренних двориков отелей и глухие брандмауэры в центрах городов, торговые центры и офисы. Самые известные его работы — музей на набережной Бранли в Париже и Кайкса-форум в Мадриде — стали иконами высокотехнологичного ландшафтного дизайна и точками притяжения туристов.

Вертикальные сады относительно легки, поэтому их можно смонтировать практически на любой стене: вес квадратного метра, включая опорную конструкцию и растения, менее 30 кг. В основе конструкции Патрика Бланка металлическая рама, крепящаяся на стену. На ней устанавливаются поливинилхлоридные 10-миллиметровые пластины, а на них монтируются два слоя (по 3 мм толщиной) похожего на войлок полиамидного волокна, имитирующие покрывающие скалы мхи. Система трубок и насосов доставляет воду и удобрения растениям. На небольших стенах достаточно разместить трубку с отверстиями в верхней части конструкции, а на масштабных необходимо подавать влагу и на другие участки. Корни растений всасывают требуемое количество воды с растворенными в ней питательными веществами. Остатки жидкости собираются в лотке внизу и возвращаются в систему, которая работает по замкнутому циклу.

Растения высаживаются в прорези наружного слоя полиамидного мата. Комья земли помещаются не в отдельные карманы, а прямо в разрезы. Питательный субстрат нужен растениям первое время, в дальнейшем их корни закрепятся на полимере и они преимущественно перейдут на гидропонное питание. При посадке растений необходимости отмывать их корни от земли нет. Главное — обеспечить растениям достаточные увлажнение и питание, в противном случае корни будут искать более подходящие места и могут прорасти сквозь листы ПВХ и повредить конструкции здания. Особенно опасно это в случае посадки кустарников, которые тоже используются в «зеленых стенах», поэтому желательно выбирать виды с поверхностной корневой системой, которым не нужен большой объем почвы. Как правило, это растения, встречающиеся в природе на скалах и прочих неудобьях с минимумом почвы. В нижней части вертикального сада высаживаются тене- и влаголюбивые растения, а наверху — способные переносить яркое солнце и ветер. Ассортимент растений зависит от климата и ориентации стены. При правильном подборе растений нет необходимости менять их каждые несколько лет, достаточно сажать новые на место погибших. Залог успеха — выбор подходящих видов для каждого участка стены, для чего необходимо знать биологию растений. По словам дизайнера, живая стена требует намного меньше внимания, чем обычный сад: ее достаточно осматривать и подправлять три — четыре раза в год.

Идея «зеленых стен», что называется, пошла в массы, и популярность вертикальных садов растет день ото дня. Бланк не обижается на своих многочисленных последователей и говорит, что стен хватит на всех. Вертикальные сады отлично вписались в современную тенденцию привнесения природы в города. Многие выставочные центры, концертные залы, музеи и офисы компаний украсили свои вестибюли «зелеными стенами». И вертикальные сады сегодня — это не только дорогое имиджевое решение для офисных центров или музеев, но и хобби: в Интернете можно найти немало страниц, посвященных созданию «зеленых стен».

Патрик Бланк достиг своей цели. Идея вертикального озеленения, висячих садов и «зеленых крыш» стала столь популярна, что в Европейскую комиссию внесен законопроект, согласно которому органы местного самоуправления могут стимулировать застройщиков, предусматривающих в возводимых зданиях площадки для выращивания растений.

Суровый север

На сегодняшний день самые северные точки, где под открытым небом сооружены круглогодичные «зеленые стены», — это Брюссель и Лондон. В экспериментах Бланка посадки выдерживали и иссушающее солнце, и заморозки, но даже в относительно теплой Западной Европе они пока не продвинулись севернее. В Копенгагене не рискнули сделать постоянное сооружение, и на лето 2010 года разместили инсталляцию в виде карты Европы, заполненной 20 видами однолетников разной окраски.

В наших условиях полноценные «зеленые стены» невозможны. Увы, суровые морозы и связанное с ними иссушение могут выдержать лишь немногие виды растений (некоторые очитки, молодило), и после зимовки стена вряд ли будет декоративна. Поэтому все, что остается, это либо создавать временные, на лето, сооружения, либо развивать вертикальные сады в помещениях.

Внутри здания «зеленые стены» оказываются даже полезнее, чем снаружи. Они прекрасно смотрятся как в больших холлах офисных зданий и торговых центрах, так и в уютных кафе или жилых помещениях. Увлажняют воздух, наполняют жизнью большие пустые пространства, позволяют компактно разместить коллекцию растений. Кроме того, в помещении с кондиционированием или центральным отоплением компактно посаженные растения создают микроклимат, защищающий от неблагоприятных условий среды, а заодно поглощают углекислоту и выделяют кислород. Главное условие полноценного развития растений — достаточная освещенность.

Конструкция зеленой стены, разработанной Бланком, — далеко не единственный вариант. Растения можно высаживать не в разрезы, а в мешочки и кармашки, заполненные землей или перлитом, либо просто помещать голые корни прямо в емкость. Используются и рамы с толстым слоем наполнителя — мха или губчатых синтетических материалов. В нем растения смогут плотно закрепиться и не будут страдать от пересушивания, если вдруг система подачи влаги откажет. Но не исключена проблема избыточного увлажнения.

Поскольку эта область стремительно развивается, постоянно возникают новые материалы и технологии. Неизменным остается рама, хотя и тут возможны варианты, например эпифитное дерево — один из самых ярких элементов оформления зимнего сада, оно представляет собой имитацию ствола, обмотанного мхом и корой. Интересное решение — мобильные «зеленые стены», которые можно разместить в любом месте офиса или квартиры. Такие «ширмы» способны украсить любой интерьер.

Важное условие — это освещение. Обычно подсветка «зеленых стен» довольно тусклая и часто явно недостаточная для развития растений. Если вертикальный сад планируется в темном месте, то нужно оборудовать его подсветкой. Но можно выбрать чрезвычайно теневыносливые виды, растущие под пологом тропического леса. Один из признаков правильно сформированного вертикального сада — интенсивное развитие растений: со временем возле взрослых саженцев должны поселиться мхи, прорасти семена или споры. И такой сад, разумеется, будет долговечным.

Создание «зеленой стены» — процесс увлекательный и творческий, это рисование и лепка одновременно, поскольку используются растения разных форм, цветов, текстур. Размещая их на вертикали, можно достичь интересной игры красок и форм. Разумеется, нельзя забывать и о биологических особенностях видов. «Вертикальный», наверное, один из самых высокотехнологичных разновидностей сада. Особого ухода не требует, надо лишь следить за уровнем жидкости, удобрять и заменять погибшие растения, и тогда «зеленая стена» станет современным и изысканным украшением любого интерьера.

Виктор ТРОПЧЕНКО

Ландшафтный дизайн - www.zagorod.spb.ru

2012